Сейчас клиентам выгоднее купить автомобиль за 5-6 миллионов в кредит

 При этом размер среднего кредита на покупку машины снизился до 680 тыс. рублей. Однако опрошенные Autonews.ru эксперты не спешат говорить о восстановлении рынка автокредитования. Они отмечают эффект крайне низкой базы января 2015 г., когда после ажиотажа конца 2014 г. продажи автомобилей были очень низкими.

 


Еще один фактор формального роста спроса на автозаймы – фактическая остановка системы кредитования в начале 2015 г. из-за резкого роста кредитных ставок (тогда в долг покупали не более 10% машин). Рынок пришел в себя только во второй половине прошлого года после запуска программы льготного кредитования и снижения ключевой ставки ЦБ с 17 до 11,5%, и доля кредитных покупок достигла прежних 40%. Тем не менее, в январе 2016 г. по сравнению с декабрем 2015-го количество выданных кредитов, наоборот, снизилось, причем сразу на 53% – ожидаемый результат самого провального месяца с точки зрения продаж новых автомобилей за последние шесть лет. Кроме того, с начала текущего года льготная ставка по автокредитованию в России была повышена до 11%, хотя ранее этот показатель не превышал 8%, и автокредиты вновь стали менее привлекательными. 

Россияне стали реже покупать автомобили в кредит

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 г. в кредит было продано 554 тыс. автомобилей, причем если весь авторынок упал на 36%, то объемы кредитных продаж снизились на 41,5%. Емкость рынка в денежном выражении эксперты «Автостат» оценивают в 402,5 млрд руб., что на треть меньше, чем в 2014 году. В 2015-м в кредит покупался каждый четвертый автомобиль, хотя в благополучном 2013 г. после запуска во втором полугодии программы льготного кредитования доля покупок в долг достигала 50%. Обвал рубля привел и к росту размера среднего займа. Если в 2012 г. средняя сумма автокредита составляла 550 тыс. руб., то в 2015-м она достигла 726,5 тыс. руб. – примерно 60% от средневзвешенной стоимости автомобиля. 

Руководитель направления кредитных продаж ГК «Автомир» Станислав Иванов подтвердил, что в новом году доля кредитных продаж не растет: «По итогам двух месяцев нынешнего года динамика отрицательная, объемы продаж не растут ни в количественном, ни в финансовом выражении». 

Самый популярный кредитный автомобиль Рено Логан

В качестве основных причин эксперт назвал как увеличение стоимости автомобилей, так и неуверенность покупателей в завтрашнем дне и их нежелание влезать в долги. 

Наибольшая доля автокредитов приходится на автомобили из бюджетного сегмента, попадающие под программу льготного автокредитования, рассказал директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «Лидерами среди кредитных покупок стали Lada, Renault, Nissan, Kia и Hyundai. Самый популярный кредитный автомобиль – Renault Logan». 

Из марок, которые реализует в России компания РОЛЬФ, максимальная доля покупок в кредит приходится на сравнительно доступные Ford, Skoda и Renault. Аналогичные данные приводят и представители группы компаний «Автомир», которая продает в кредит до 40% автомобилей Ford, Peugeot и Citroen, а также около 30% машин брендов Kia и Datsun. 
В кредит, говорят эксперты, продаются машины всех марок, но больше доля покупок в долг у тех брендов, которые предлагают собственные финансовые программы или используют господдержку, отметил исполнительный директор компании РОЛЬФ Виталий Павловский. «Идеальное сочетание – программа производителя на базе госпрограммы, которая позволяет делать предложения даже с нулевой ставкой», – пояснил эксперт, уточнив, что низкие процентные ставки, как правило, производитель субсидирует либо сам, либо совместно со своими дилерами. 

Фирменные кредитные программы автопроизводители, как правило, предлагают через собственные финансовые организации или кэптивные банки – организации, специализирующимся на привлечении стороннего финансирования, рассказал директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. 

«Многие автопроизводители могут позволить себе предлагать наиболее выгодные условия кредитования и низкие процентные ставки даже на автомобили, не попадающие под программы государственного субсидирования», – уточнил топ-менеджер. 

В некоторых случаях клиенту выгоднее взять деньги в кредит, чем просто хранить их у себя

Начальник отдела корпоративной коммуникации АО «Мерседес-Бенц РУС» Андрей Родионов отметил, что основной задачей таких организаций является именно поддержка продаж автомобилей, а не получение дохода с процентов. 

«За счет поддержки и сотрудничества с головной компанией предлагаются специальные программы кредитования, ставки по которым могут быть значительно ниже годовой инфляции. Например, ставки по собственным программам начинаются от 7,9% годовых при официальном уровне инфляции в 2015 году 12,9%», - отметил Родионов, добавив, что в некоторых случаях клиенту выгоднее взять деньги в кредит, чем просто хранить их у себя. 

Доля автомобилей Mercedes-Benz, проданных в кредит через собственный «Мерседес-Бенц Банк Рус» в 2015 г., выросла, рассказал Родионов. Это, по его словам, повторяет общую тенденцию на рынке: «Цены на автомобили растут, и клиенты стали чаще обращаться за заемными средствами. Сейчас каждый пятый легковой Mercedes-Benz финансируется нашим банком».